Документы к аттестации педагогических работников. Самоанализ

Главная страница

Самоанализ профессиональных достижений педагога

Чернакова Ирина Александровна, учитель истории и обществознания
БОУ города Омска «Гимназия № 117»
Информация о педагоге
Стаж – 25 лет - общий
21 лет – педагогический
Квалификационная категория высшая 24.04.2013 года
Учебная нагрузка (за период с предыдущей аттестации) по годам:
2008-2009     8 часов
2009-2010     9 часов
2010-2011    10 часов
2011-2012    9 часов
2012 - 2013  9 часов
1. Динамика учебных результатов обучения за период с предыдущей аттестации 
1.1. Учебные достижения обучающихся
     
Год
Количество
обучаемых
Обученность
Качество знаний
Результаты ЕГЭ, ГИА
К-во сдававших
результат
чел.
%
чел.
%
чел.
%
Ср. балл
рейтинг
2008-2009
101
101
100
101
88
-
-
-
-
2009-2010
76
76
100
76
89
-
-
-
-
2010-2011
73
73
100
73
92
32
56
80
-
2011-2012
155
155
100
155
90
13
48
68
-
2012 - 2013
133
133
100
133
100
33
55
81
-
Показатели успеваемости и качества знаний стабильны и имеют положительную устойчивую динамику и свидетельствуют о сложившейся системе работы. Учитель работает в классах среднего звена (7-8 классы) и в старших классах (9-11 классы) разного профиля – физико-математическом, социально-экономическом, гуманитарном и общегимназическом.
С 2008 по 2013 год стабильная 100% обученность подкрепляется устойчивым ростом процента качества знаний по предмету с 88 до 100% ; за первые три года заметно уменьшение количества обучающихся и рост качества происходит за счет оптимизации учебных занятий — приемы групповой работы и индивидуализированных заданий, сочетание работы с текстом, анализа схем, графиков и тестового контроля. В сравнении с анализируемым периодом мы видим увеличение количества обучающихся, при этом наблюдается незначительный рост качества знаний. Это объясняется тем, что классы ранее не обучались по данной методике и характерен период адаптации к предмету и преподаванию, ряд учеников изменили профиль, что позволило повысить мотивацию к изучению предмета.
Высокое качество знаний обучающихся свидетельствует об эффективности применения современных образовательных технологий, используемых мною в преподавании географии. Это позволяет сделать урок насыщенным, интенсивным, в его рамках становится возможным индивидуальный подход и развитие коммуникативных, исследовательских и творческих навыков обучающихся, что позволяет говорить об успешности выбранных методов обучения и воспитания школьников. Формируются основные ключевые компетентности обучающихся: учебно-познавательная, коммуникативная, информационная. На уроках применяются интерактивные методы обучения и современные приемы, которые позволяют формировать положительную мотивацию к изучению предмета. Также высокому уровню усвоения учащимися школьной программы способствует комфортная психологическая среда.
Считаю, что данные показатели свидетельствует о готовности учащихся демонстрировать свои знания, а также о степени интереса к предмету. Результат сдачи ЕГЭ от 68 баллов до 81 балла, что выше среднего балла по стране. Анализируя данные сдачи ЕГЭ и ГИА за последние три года, мы видим увеличение количества сдающих экзамен с 55 до 66 % и растет средний балл с 68 до 81, а это указывает на повышение качества подготовки к предметной аттестации. Такие показатели считаю результатом систематического применения элементов основных образовательных технологий, росте учебной мотивации. Если учесть, что основной контингент обучающихся, представленных в таблице, составляют ученики 9-11 классов, где прослеживается ранняя профилизация, применяя личностно-ориентированный подход в обучении, уже на первом годе сотрудничества выявляю учеников с гуманитарной направленностью и применяю индивидуальные задания, творческие работы и элементы проектной деятельности, повышая тем самым личную заинтересованность в результатах обучения. Основным набором приемов и методов, используемых для повышения качества и успешности обучения является сочетание элементов технологии проблемного обучения и критического мышления. На первом годе обучения своих учеников применяю приемы ассоциации, синквейн и кластер, на втором годе обучения - мозговой штурм, кейс-технологии, корзину идей, приемы рефлексии собственных достижений. При подготовки к экзаменам в формате ЕГЭ активно применяю, кроме всего перечисленного выше, проблемное обучение для решения познавательных и исследовательских задач, алгоритмизацию навыков при решении заданий части С: написания эссе, работа с текстом, составление сложного плана ответа и другие и иные активные технологии подготовки к ЕГЭ.
1.2. Участие обучающихся в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней, конкурсах, смотрах, соревнованиях, выставках, научно-практических конференциях и т.д.


Год
Доля участников школьного уровня
Доля участников  муниципального уровня
Доля участников регионального уровня
Доля участников уровня федерального и международного уровней
чел.
%
чел.
%
чел.
%
чел.
%
2008-2009
28
27
-
-
-
-
-
-
2009-2010
32
42
11
14
9
12
1
0,1
2010-2011
52
71
36
49
13
17
10
14
2011-2012
74
54
36
23
18
13
9
5
2012-2013
81
60
48
36
26
20
28
21
В предметных олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях, так за последние три года растет процент участвующих в смотрах и конкурсах школьного и муниципального уровней с 27 % до 60 % в рамках гимназии, и от 14 % до 36 % муниципального уровня. Прослеживается постоянный количественный рост участников регионального уровня с 12 % до 20 % и заметный качественный рост, это объясняется систематической работой с несменяемым контингентом участников и установочной целью – проявить себя и добиться успеха в определенном круге конкурсных программ. Снижение количественных показателей в 2011-2012 объясняется увеличением числа обучающихся с 73 до 155 человек, из которых 74 человека – 8 класс, впервые изучающие предмет обществознание. Участники впервые участвующие адаптируются к условиям и атмосфере конкурса. А на следующем году успешно себя реализуют. Рост участников регионального уровня вызван устойчивым и поддерживаемым интересом, ростом качества представляемых работ, возможность самореализации и профессиональной адаптации к продолжению образования и системой оценивания достижений гимназиста — портфолио. Такие показатели являются закономерным продолжением работы контингента обучающихся на школьном и муниципальном ровнях. Увеличились показатели участия в международных, межрегиональных и всероссийских проектов проектах, где рост от 14 % до 21 %; показатель результативности работы с одаренными детьми в урочное и внеурочное время на протяжении трех лет дал такой высокий результат, в 2011-2012 году спад до 5 % пропорционален количеству обучающихся, которые только проходят начальные этапы подготовки к конкурсам такого уровня. Принцип отбора для участия в конкурсах: от массовости к мастерству. Применяемые приемы поддержки одаренных детей – психологический комфорт, благоприятная творческая атмосфера, вариативная индивидуализированная среда,- позволяющие сформировать навыки исследовательской работы, рефлексии и самоанализа, структуризации материала и прогнозирования и пр. Формой участия обучающихся в интеллектуальных и творческих конкурсах, является как командное участие, так и личное первенство. Важным является формирование навыков совместной деятельности, приоритетного и альтернативного целеполагания, сочетание интересов группы и личности. Применяемые технологии: проектное обучение, интерактивное обучение, технология критического мышления. технологии работы с одаренными детьми. Традиционно в гимназии проводятся предметные недели, которые включают в себя большое разнообразие интеллектуальных и творческих конкурсов. Процент участия обучающихся в олимпиадах и различных конкурсах стабильно высок, что свидетельствует об устойчивом интересе к предмету.
Название состязания, количество участников, победителей и призеров можно увидеть в следующей таблице
Год
Уровень
Название состязания
Кол-во участников
Результат
2008-2009
Школьный,
Муниципальный
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию, праву

27

-
2009-2010
Школьный
Муниципальный
Региональный

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию, праву

32
2
1

2призера
1 призер
Муниципальный
Интеллектуальная игра «6 округ»
6
Лауреат
2 место
Муниципальный, региональный
Конференция НОУ
6
6
 6 лауреатов
4 лауреата
муниципальный
«Философия – веселая наука?»
10
Диплом,
1 место


муниципальный

«Юный бизнесмен»


6
Победитель – Пустынникова Л.юдмила
1 команда – 1 место

2010-2011
Школьный
Муниципальный

Региональный

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию, праву

52
4

2

2 призера

2 призера
Муниципальный
Открытый заочный
интеллектуальный конкурс по естествознанию
"Через тернии - к звездам"
6
участники
Муниципальный
«Философия – веселая наука?»
10
1 место
муниципальный
Интеллектуально-творческая игра «Мы - омичи»
12
1 место
Муниципальный
 Региональный
 всероссийский
Конференция НОУ
11
11
10
11 лауреаты
10 – лауреаты
1 - победитель, серебряный крест, 9 - диплом 1 место
Региональный
«История российских спецслужб. Прошлое и настоящее»
4
2 место
межрегиональный
Кодекс знаний
1
Победитель – Веревкин Алексей
региональный
 телекоммуникационный проект
«Айтматов- духовная опора народа»
6
 3 место
региональный
 Межвузовская студенческая конференция « Молодежь третьего тысячелетия»
2
2- 2 место, публикация

всероссийский
Конкурс МВД «Открытый взгляд», секция «Социальное детство»
1
1- победитель
2011-2012
Школьный
Муниципальный
Региональный
 всероссийский

Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию, праву
74
6
4

2

5 призеров
2 призера, 1 – победитель
2- сертификат участия, в рейтинге – 22 место
Муниципальный
 Региональный
 всероссийский
Конференция НОУ
8
8
4
8 лауреаты
7 лауреаты
2- победитель, серебряный крест,2 - диплом 1 степени
муниципальный
«Через тернии к звездам»
8
Сертификат участника
муниципальный
«Философия – веселая наука?»
8
 1 место
муниципальный
«Юный бизнесмен»
4
1 место
межрегиональный
Кодекс знаний
4
1 место - Верёвкин Алексей
межрегиональный
«Высшая проба» НИУ ВШЭ
7
Призеры- 2 чел
2012-2013
Школьный
Муниципальный


Региональный
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию, праву

81
10


10


2 – победитель, 8 - призеры
1 – победитель, 9 - призеры
Муниципальный
региональный
Конференция НОУ
12
6

10- лауреаты
4- лауреаты
Муниципальный
Открытый заочный
интеллектуальный конкурс по естествознанию
"Через тернии - к звездам"
8
Сертификаты участника,
 1- лучший ответ
Региональный
Четырнадцатый турнир им. М.В. Ломоносова (заочный этап)
11
2 призера
региональный
«История российских спецслужб. Прошлое и настоящее»
4
Сертификат участия
муниципальный, региональный
 Олимпиада по православной культуре
3

3
1 место – 3 чел
2 место – 2 чел, 1 место -1 чел
Всероссийский
«Высшая проба»

Олимпиада по праву СпбГУ
«Покори Воробьевы горы»
4

1
4
Победитель -1, призер-1
1- победитель
Сертификаты участия
межрегиональный
Интеллектуальное первенство
 Сибири
5
Сертификат участника

межрегиональный
Олимпиада по экономике
«Сибириада»
5
5-призеры
1.3. Количество и качество творческих работ обучающихся (подтверждается экспертными заключениями и рецензиями)


год
Фамилия, имя обучающегося
Тема творческой работы
Экспертное заключение (отзыв, рецензия)*
2010-2011
Сычевская Ксения




Фомина Маргарита



Вторушина Полина



Махновская Ангелина



Чернобаева Евгения



Астанина Ирина



Чернаков Евгений, Ольховая Анна
В чем смысл жизни?




Философия ислама через призму веков


Философские проблемы смысла жизни в творчестве Фрейда и Франкла
Любовь как способ человеческого существования

В поисках смысла любви


Человек перед лицом смерти


Философия японского бизнеса
Победитель Всероссийского открытого конкурса «Меня оценят в 21 веке», серебряный крест, высокая оценка жюри, публикация
Призер Всероссийского открытого конкурса «Меня оценят в 21 веке», высокая оценка жюри, публикация
Призер Всероссийского открытого конкурса «Меня оценят в 21 веке», высокая оценка жюри, публикация
Призер Всероссийского открытого конкурса «Меня оценят в 21 веке», высокая оценка жюри, публикация
Призер Всероссийского открытого конкурса «Меня оценят в 21 веке», высокая оценка жюри, публикация
Призер Всероссийского открытого конкурса «Меня оценят в 21 веке», высокая оценка жюри, публикация
Межрегиональная студенческая конференция «Молодежь 3 тысячелетия»
3 место, высокая оценка жюри, специальный приз
2011-2012
Флоринский Павел




Кайгородцева Татьяна



Гехт Елизавета
Философия науки




Современные молодежные субкультуры: философия и реальность
Восточная философия через призму буддизма и конфуцианства
Победитель Всероссийского открытого конкурса «Юность. Наука. Культура», серебряный крест, высокая оценка жюри
Призер Всероссийского открытого конкурса «Юность. Наука. Культура», высокая оценка жюри, публикация
Призер Всероссийского открытого конкурса «Юность. Наука. Культура», высокая оценка жюри, публикация
2012-2013
Кривопаленко Татьяна, Калиниченко Елизавета


Непомнящий Владислав



Социальное детство – социальный и философский аспект

Политико – правовые проблемы смертной казни
Мильчарек Т. П., к.филос.н., доцент, заведующий кафедры социально - гуманитарной  ОмГТУ
Непомнящая Т. В., д.ю.н., доцент кафедры уголовного права ОмГУ

* На основании экспертных заключений можно сделать вывод, что у обучающихся наблюдается на протяжении нескольких лет повышенная мотивация к данному виду творческих работ, поэтому учащиеся добиваются высоких результатов в этом виде деятельности. Основу высокого качества данных работ дают следующие методы и средства обучения: метод моделирования и анализа ситуаций, решение поисковых и олимпиадных задач, дискуссии в малых группах, семинары, составление, синквейна, спитча и кластера, работа с текстом в формате инсерт, разработка учебных проектов, - все это позволяет сформировать устойчивые навыки исследовательской деятельности, навыки организации умений и навыков групповой деятельности, первичную профориентацию обучающихся. Деятельность ребенка должна строиться на самостоятельном добывании знаний, их переработке и применении на практике – это позиция в руководстве творческим процессом учащихся, поэтому разнообразна тематика работ научной и проектной деятельности. Учащиеся демонстрируют высокий уровень исследовательских умений, информационной культуры, презентационных навыков, самостоятельности мышления, высокой эрудиции
2. Результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету
2.1. Информация о внеурочной деятельности по учебным предметам
Кол-во
обучаемых

Год
Факультативы
Кружки
Секции

чел.

%

чел.

%

чел.

%
2009-2010
-
-
-
-
-
-
2010-2011
-
-
15
21


2011-2012
12
7
-
-
-
-
2012-2013
24
18
-
-
-
-
Согласно представленным данным за последние два года прослеживается рост обучающихся, участвующих во внеурочной деятельности. Так растет число от 7 % до 18 %, это вызвано увеличением количества желающих заниматься дополнительно олимпиадной подготовкой и ростом количества заинтересованных в дополнительном изучении предмета детей, применением новых интерактивных методов преподавания, использованием игровых технологий, проектной методики, интерактивной доски. Основной формой внеурочной деятельности по предмету являются факультативы по тематике, дополняющей содержание учебных предметов - «Трудные и дискуссионные вопросы в обществознании»; способствующие дальнейшей профессиональной адаптации и социализации личности – «Я в мире, мир во мне» (факультатив по философии). Для развития интереса во внеурочной деятельности применяю практико-ориентированный подход, который требует применения разноуровневого обучения, индивидуального и дифференцированного подхода, формирование критического мышления, анализа конкретных ситуаций, возможности рефлексии. Наиболее удачным считаю возможность применения организационно - деятельностных игр, где можно проиграть роли, характерные для выбираемых профессий – например «Заседание Государственной думы», где ребята пробуют себя в роли политика, депутата, юриста, военного, священника. Значительное внимание уделяю информационному сопровождению, где получая информацию, учитываю мотивы учебной деятельности, обеспеченность семьи, позволяющие видеть проблемы учащихся, формировать учебные группы для проектной деятельности. Особый интерес у обучающихся вызывает форма проведения занятия «Философское кафе», где в непринужденной обстановке дискутируются проблемы смысла жизни, места человека в мире. Противоречивость проблем, обсуждаемых в кафе, является стимулом познавательной деятельности. Когда человек встречается с противоречием, в частности, с взаимоисключающими сведениями, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Задача учителя – находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, вовлекать школьников в их обсуждение и побуждать к их разрешению. Дискуссии, самостоятельная работа учащихся (в основном групповая и парная) по отбору информации, поиск путей выхода из сложившихся ситуаций, создание мультимедийных презентаций по основным философским проблемам человечества сделало факультативные занятия исключительно важными для целостного осмысления мира человека и человечества в целом, единства природы и общества. В процессе работы на факультативе у обучающихся развивалась исследовательская, коммуникативная, информационная компетентность, формировалось глобальное и критическое мышление. Все участники факультативных занятий являются участниками олимпиад и конкурсов, участвуют в дистанционных проектах. Учащиеся выпускных классов проверяют свои возможности и профессиональные качества для будущего выбора, проводят рефлексию, занятия для младших сверстников и корректируют свои планы, ищут альтернативные возможности.
2.2. Информация о призовых местах, занятых обучающимися в олимпиадах, спортивных соревнованиях, смотрах, конкурсах, выставках и др.
Год



Уровень

2010-11
2011-12
2012-2013
Вид состязаний
ФИО обучающегося, место
Вид состязаний
ФИО обучающегося, место
Вид состязаний
ФИО обучающегося, место
Муниципальный
1.Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию и праву


2. Городской турнир «Юный бизнесмен»




3..Интеллектуальный конкурс по естествознанию «Философия - веселая наука?»

4. Интеллектуально – творческая игра «мы - омичи»

5. Городская интеллектуальная творческая игра «Шестой округ. Кубок чемпионов»
Призеры:
Фомина Маргарита, Пустынникова Людмила, Худолей Валерия





Команда 1  место, Пустынникова Людмила – победитель секции «Ораторское мастерство»


Команда 3 место








Команда «Эрудиты» - 1 место





Команда 2 место

1. Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию и праву




2.Интеллектуальный конкурс по естествознанию «Философия - веселая наука?»






3.Городской турнир «Юный бизнесмен»

















Победитель:
Пустынникова Людмила
Призеры: Худолей Валерия, Щербина Валерия



Команда 1  место











Команда 1  место, Пустынникова Людмила – победитель секции «Ораторское мастерство»


1.Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию и праву


















2.Интеллектуальный конкурс по естествознанию «Философия - веселая наука?»

3. Муниципальный этап олимпиады по православной культуре


Призеры:
7 класс
Кузьмина Дарья
9 класс
Дмитриева Юлия, Грязнова Рита, Рудковская Мария, Беннер Анастасия, Муся Юлия
11 класс
Пустынникова Людмила, Худолей Валерия – победители
Призеры:
Фадеева Александра, Щербина Валерия, Еремеева Александра, Худолей Валерия

Команда – 1 место








Победитель: Желещиков Антон







Региональный
Всероссий
ская олимпиада школьников по обществознанию и праву









Призеры:
Фомина Маргарита, Постевой Кирилл, Макаров Александр

1. Всероссий
ская олимпиада школьников по обществознанию и праву



2. Региональная викторина «история российских спецслужб. Прошлое и настоящее»

Призеры:
Худолей Валерия, Дмитриева Юля, Грязнова Маргарита, Беннер Анастасия
Победитель:
Пустынникова Людмила
Команда «Безопасность» - 2 место



Всероссий
ская олимпиада школьников по обществознанию и праву







Областная олимпиада по православной культуре






 Призеры:
Пустынникова Людмила, Еремеева Александра, Беннер Анастасия, Муся Юлия, Дмитриева Юля, Рудковская Мария
Победители:
Худолей Валерия

Команда 2 место
Всероссийский, межрегиоальный
Конкурс МВД «Открытый взгляд» номинация «Социальное детство»
Победитель: Шестакова Анна

Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба»

Призер:
Пустынникова Людмила, Худолей Валерия

Межрегиональный фестиваль школьников «Сибириада. Шаг в мечту»





Межрегиональная олимпиада школьников в области обществознания, истории России «Кодекс знаний»

Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба»

Сертификаты за высокие достижения
Призеры: Шкарупа Александра, Кузьмина Дарья, Гончарова Кристина, Дворникова Екатерина, Белоозерова Яна
Лауреаты 1 этапа - Русанова Юлия, Веревкин Алексей, Дмитриева Юлия, Ульянов Никита
Победитель – Ульянов Никита



Призеры, 2 место - Панченко Галина, Худолей Валерия

                                                                                     Работа ведется в рамках подпрограммы развития школы «Содержание и технология работы с одаренными детьми», направленной на решение следующих личностных задач:

- развитие способностей к самостоятельному обучению, обучению исследовательским навыкам, развитие творческого, критического и абстрактно-логического мышления, способности решения нестандартных задач;
- повышение уровня учебной мотивации через включения учащихся в познавательную деятельность.
Ученики гимназии ежегодно проявляют интерес к разным видам состязаний по обществознанию и праву. Можно отметить высокий процент участия обучающихся в олимпиадах по предмету на школьном уровне, стабильное успешное участие гимназистов в муниципальных (интеллектуальный конкурс по естествознанию «Через тернии – к звездам», Всероссийской олимпиаде школьников по обществознанию и праву, всероссийских (Олимпиада-конкурс «Познание и творчество», «Высшая проба», «Покори воробьевы горы», «Сибириада. Шаг в мечту»).
Владею технологией работы с одаренными детьми. Работая в классах различных профилей и направлений по общеобразовательным программам, прививаю интерес к предмету, повышаю мотивацию к внеучебной деятельности. Учащиеся демонстрируют высокий уровень исследовательских умений, информационной культуры, презентационных навыков, самостоятельности мышления, высокой эрудиции.
Отслеживая результативность работы за последние три года, видим рост количества учащихся, достигающих успехов на уровне региона и межрегиональном уровне. Рост количества участников с 2010 года объясняется системой работы по развитию, воспитанию и поддержке детей с выдающимися способностями. Но при росте количества участников регионального уровня, и их достижений, наблюдается динамика участников всероссийского уровня. Это объясняется серьезной конкурентной борьбой на этапе выхода в очных турах конкурсов и олимпиад, так же как и в дистанционных проектах. Конкурсы всероссийского уровня многоступенчатые с серьезными системами отбора участников на каждом этапе. Применяемая система работы с одаренными детьми включат в себя психологическое сопровождение – оценка эмоционального состояния обучающихся при реализации проектного обучения и диагностика готовности к творческой деятельности; соединение приемов индивидуальной и групповой работы, семинары, конференции, круглые столы по проблемам, дискуссии, - которые позволяют формировать исследовательские навыки, навыки самостоятельной работы. Прежде чем начинать работу по подготовке учащихся к конку: изучение мотивов участия в деятельности (Л.В.Байбородовой) и диагностики уровня творческой активности учащихся (М.И.Рожкова, Ю.С.Тюнникова и др), которые и позволяют определить уровень готовности к творческой деятельности, основные мотивационные факторы обучающихся. Определяющими формами работы старшеклассников являются исследовательские работы, мультимедийные презентации, учебные проекты. Такие формы работы с одаренными детьми позволяют совершенствовать исследовательские навыки, формировать метапредметные и личностные компетенции обучающихся, способствуют успешной социализации.
3. Создание педагогом условий для приобретения обучающимися (воспитанниками) позитивного социального опыта

                           Год

Деятельность педагога как
2009-2010


2010-2011


2011-2012


2012-2013
Классного руководителя
9 Б класс
(общегимназический)
10 Б класс
(общегимназический)
11 Б класс
(общегимназический)
(предпрофильный)
Руководителя детского объединения
ДОО «Академия инициатив», Команда КВН «Бухты – барахты» (участие в муниципальных и региональных фестивалях)
ДОО «Академия инициатив», Команда КВН «Бухты – барахты» (участие в муниципальных и региональных фестивалях), отряд «ЮИД»
ДОО «Академия инициатив», Команда КВН «Бухты – барахты» (участие в муниципальных и региональных фестивалях), отряд «ЮИД»
ДОО «Академия инициатив», Команда КВН «Бухты – барахты» (участие в муниципальных и региональных фестивалях),
Педагогический отряд «Радуга»
Организатора проектной деятельности
Интеллектуальное первенство гимназии «Гимназиада»
Интеллектуальное первенство гимназии «Гимназиада», социальный проект «Стиль жизни»
Интеллектуальное первенство гимназии «Гимназиада», социальный проект «Правовая азбука подростка летом», выездной проект «Школа безопасности»
Интеллектуальное первенство гимназии «Гимназиада»,
Туристическая поездка «Золотое кольцо России» на осенних каникулах (руководитель группы), Социальный проект «Клумба моей мечты»
Другая деятельность по организации приобретения обучающимися позитивного социального опыта
-Организация ученического самоуправления.
-Встреча с ветеранами.
-Общешкольный смотр песни и строя.
-Участие в выставке «Тебе молодой!»
- Благодарность за участие в спортивном мероприятии «Осенний марафон»
- Социально-психологический тренинг
«Будь свободным!»
Центра социальных услуг для молодежи (САО)
- Благодарность команде класса  за активное участие в подготовке и проведении «Гимназиады»

-Участие в Дне самоуправления.
-Участие в субботниках, акции добра.
-Участие в выставке «Тебе молодой!»
-Благодарность команде класса  за активное участие в подготовке и проведении «Гимназиады»
-Участие в подготовке и проведении праздника «Последний звонок»
- Благодарность команде класса  за активное участие в подготовке и проведении КТД «новогодняя минута славы»

-Участие в Дне самоуправления.
-Участие в субботниках
- участие во «Всероссийской неделе добра»
-Участие в выставке «Тебе молодой!»
 -Участие в интеллектуальном  марафоне «ЧГК»
- Благодарность команде класса  за активное участие в подготовке и проведении «Гимназиады»

-Участие в Дне самоуправления.
-Участие в субботниках, акции добра.
-Участие в выставке «Тебе молодой!»
-Участие в подготовке и проведении пед. отряда «Радуга», представление на межрегиональном фестивале в городе Тюмень (Благодарственное письмо)
- Кубок победителя по итогам года


участие обучающихся (воспитанников) в самоуправлении класса, группы, образовательного учреждения
1.Создание условий для участия в самоуправлении класса, школы.
2.Изучение интересов учащихся
3.Содействие в организации дежурства по школе, в столовой, в классе.

1.Помощь в организации и проведении торжественной линейки, посвященной 1 Сентября;
2.Дежурство по школе и в столовой;
3. Участие в подготовке и проведении Дня самоуправления;
4.Помощь в организации и проведении мероприятий в рамках недели предметов история, обществознание и право
1.Помощь в организации и проведении мероприятий в рамках недели предметов естественно-географического цикла.
2.Участие  в проведении Гимназиады, спартакиады
3.Дежурство по школе и в столовой;
4.Участие в подготовке и проведении праздника «Последний звонок»;



1.Помощь в организации и проведении мероприятий в рамках Гимназиады
2.Участие в подготовке и проведении Дня самоуправления;
3.Дежурство по школе и в  столовой;


помощь пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам;
1.Участие во Всероссийской Акции добра (сбор канцтоваров, книг, игрушек для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей)
2.Поздравление ветеранов ВОВ
3.Поздравление педагогов, ветеранов педагогического труда с Днем Учителя и 8 Марта
1.Участие во Всероссийской Акции добра (сбор канцтоваров, книг, игрушек для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей)
2.Поздравление ветеранов ВОВ
3.Поздравление педагогов, ветеранов педагогического труда с Днем Учителя и 8 Марта

1.Участие во Всероссийской Акции добра (сбор канцтоваров, книг, игрушек для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей)
2.Поздравление ветеранов ВОВ
3.Поздравление педагогов, ветеранов педагогического труда с Днем Учителя и 8 Марта

1.Участие во Всероссийской Акции добра (сбор канцтоваров, книг, игрушек для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей)
2.Поздравление ветеранов ВОВ
3.Поздравление педагогов, ветеранов педагогического труда с Днем Учителя и 8 Марта
4. Организация и проведение уроков памяти, создание видео - материалов для классных часов

благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды
1. Участие в месячнике по благоустройству территории гимназии.
2.Посадка елей не территории школы
3.Участие в общегородских субботниках
1.Субботники в гимназии и на ее территории;
2.Организация цветочных клумб на территории гимназии;
3.Участие в общегородских субботниках (парк САО)

1. Участие в месячнике по благоустройству территории гимназии.
2.Посадка елей не территории школы
3.Участие в общегородских субботниках
1.Субботники в гимназии и на ее территории;
2.Организация цветочных клумб на территории гимназии, разбивка рокария.
3.Участие в общегородских субботниках (парк САО)

взаимодействие сообщества обучающихся (воспитанников) с местными властными структурами
1.Участие в месячнике по профилактике ДТП и детского травматизма
2.Встреча с психологами профцентра
3.Встречи с инспектором ОПДН САО;


1.Встречи с инспектором ОПДН САО.
2.Участие в акции «Неделя без наркотиков».
3.Посещение ярмарки «Тебе, молодой»;
2.Участие в анти-наркотической акции.
4.Участие в месячнике по профилактике ДТП и детского травматизма.
1.Посещение ярмарки «Тебе, молодой»;
2.Участие в антинаркотической акции «Классный час» и «Родительский урок»;
3.Встречи с инспектором ОПДН САО;
4. Встречи с депутатом Государственной думы Зуга М. Т.
5. «Урок парламентаризма» с А. Сокиным, заместителем председателя городского совета
1.Участие в месячнике по профилактике ДТП и детского травматизма;
2.Встречи с психологами  профцентра;
3.Участие в областной акции «Школа против курения»

другие направления приобретения обучающимися (воспитанниками) позитивного социального опыта
1.Посещение театров, музеев, выставок;
2.Участие в «Кроссе нации»;
3.Проведение  тематических классных часов;
4.Участие в соревнованиях по футболу
5.Участие в областной патриотической акции «День призывника»;
- Грамота за 2 место в интеллектуальной игре по географии «Загадочная Африка» (в рамках Гимназиады)
Активное участие в Гимназиаде;
.Участие в соревнованиях «Школа безопасности».
.Экскурсия в Ачаирский монастырь
. Возложение цветов к мемориальной доске на улице Андрианова
-Грамота команде мальчиков за 2 место в соревнованиях по футболу.

2.Посещение театров, музеев, выставок,
3.Участие в соревнованиях по футболу, легкой атлетике, в осеннем кроссе
4.Активное участие в Гимназиаде;
5.Выезд за город на базу отдыха «Альпийская деревня»
- Грамота за 1 место в  смотре песни и строя
-грамота за участие в акции «Твори добро» оказание помощи детям-сиротам

1. Благодарственное письмо Омского областного музея им.Врубеля за активное сотрудничество в течение 2012-2013 уч.года в деле просвещения и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения 2.Посещение театров, музеев, выставок, экскурсий;
3.Участие в «Гимназиаде»
4.  Выезд за город на базу отдыха «Радуга», «Альпийская деревня»
                           Год

Деятельность педагога как
2009-2010


2010-2011


2011-2012


2012-2013
Классного руководителя
9 Б класс
(общегимназический)
10 Б класс
(общегимназический)
11 Б класс
(общегимназический)
(предпрофильный)
Руководителя детского объединения
ДОО «Академия инициатив», Команда КВН «Бухты – барахты» (участие в муниципальных и региональных фестивалях)
ДОО «Академия инициатив», Команда КВН «Бухты – барахты» (участие в муниципальных и региональных фестивалях), отряд «ЮИД»
ДОО «Академия инициатив», Команда КВН «Бухты – барахты» (участие в муниципальных и региональных фестивалях), отряд «ЮИД»
ДОО «Академия инициатив», Команда КВН «Бухты – барахты» (участие в муниципальных и региональных фестивалях),
Педагогический отряд «Радуга»
Организатора проектной деятельности
Интеллектуальное первенство гимназии «Гимназиада»
Интеллектуальное первенство гимназии «Гимназиада», социальный проект «Стиль жизни»
Интеллектуальное первенство гимназии «Гимназиада», социальный проект «Правовая азбука подростка летом», выездной проект «Школа безопасности»
Интеллектуальное первенство гимназии «Гимназиада»,
Туристическая поездка «Золотое кольцо России» на осенних каникулах (руководитель группы), Социальный проект «Клумба моей мечты»
Другая деятельность по организации приобретения обучающимися позитивного социального опыта
-Организация ученического самоуправления.
-Встреча с ветеранами.
-Общешкольный смотр песни и строя.
-Участие в выставке «Тебе молодой!»
- Благодарность за участие в спортивном мероприятии «Осенний марафон»
- Социально-психологический тренинг
«Будь свободным!»
Центра социальных услуг для молодежи (САО)
- Благодарность команде класса  за активное участие в подготовке и проведении «Гимназиады»

-Участие в Дне самоуправления.
-Участие в субботниках, акции добра.
-Участие в выставке «Тебе молодой!»
-Благодарность команде класса  за активное участие в подготовке и проведении «Гимназиады»
-Участие в подготовке и проведении праздника «Последний звонок»
- Благодарность команде класса  за активное участие в подготовке и проведении КТД «новогодняя минута славы»

-Участие в Дне самоуправления.
-Участие в субботниках
- участие во «Всероссийской неделе добра»
-Участие в выставке «Тебе молодой!»
 -Участие в интеллектуальном  марафоне «ЧГК»
- Благодарность команде класса  за активное участие в подготовке и проведении «Гимназиады»

-Участие в Дне самоуправления.
-Участие в субботниках, акции добра.
-Участие в выставке «Тебе молодой!»
-Участие в подготовке и проведении пед. отряда «Радуга», представление на межрегиональном фестивале в городе Тюмень (Благодарственное письмо)
- Кубок победителя по итогам года


участие обучающихся (воспитанников) в самоуправлении класса, группы, образовательного учреждения
1.Создание условий для участия в самоуправлении класса, школы.
2.Изучение интересов учащихся
3.Содействие в организации дежурства по школе, в столовой, в классе.

1.Помощь в организации и проведении торжественной линейки, посвященной 1 Сентября;
2.Дежурство по школе и в столовой;
3. Участие в подготовке и проведении Дня самоуправления;
4.Помощь в организации и проведении мероприятий в рамках недели предметов история, обществознание и право
1.Помощь в организации и проведении мероприятий в рамках недели предметов естественно-географического цикла.
2.Участие  в проведении Гимназиады, спартакиады
3.Дежурство по школе и в столовой;
4.Участие в подготовке и проведении праздника «Последний звонок»;



1.Помощь в организации и проведении мероприятий в рамках Гимназиады
2.Участие в подготовке и проведении Дня самоуправления;
3.Дежурство по школе и в  столовой;


помощь пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам;
1.Участие во Всероссийской Акции добра (сбор канцтоваров, книг, игрушек для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей)
2.Поздравление ветеранов ВОВ
3.Поздравление педагогов, ветеранов педагогического труда с Днем Учителя и 8 Марта
1.Участие во Всероссийской Акции добра (сбор канцтоваров, книг, игрушек для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей)
2.Поздравление ветеранов ВОВ
3.Поздравление педагогов, ветеранов педагогического труда с Днем Учителя и 8 Марта

1.Участие во Всероссийской Акции добра (сбор канцтоваров, книг, игрушек для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей)
2.Поздравление ветеранов ВОВ
3.Поздравление педагогов, ветеранов педагогического труда с Днем Учителя и 8 Марта

1.Участие во Всероссийской Акции добра (сбор канцтоваров, книг, игрушек для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей)
2.Поздравление ветеранов ВОВ
3.Поздравление педагогов, ветеранов педагогического труда с Днем Учителя и 8 Марта
4. Организация и проведение уроков памяти, создание видео - материалов для классных часов

благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды
1. Участие в месячнике по благоустройству территории гимназии.
2.Посадка елей не территории школы
3.Участие в общегородских субботниках
1.Субботники в гимназии и на ее территории;
2.Организация цветочных клумб на территории гимназии;
3.Участие в общегородских субботниках (парк САО)

1. Участие в месячнике по благоустройству территории гимназии.
2.Посадка елей не территории школы
3.Участие в общегородских субботниках
1.Субботники в гимназии и на ее территории;
2.Организация цветочных клумб на территории гимназии, разбивка рокария.
3.Участие в общегородских субботниках (парк САО)

взаимодействие сообщества обучающихся (воспитанников) с местными властными структурами
1.Участие в месячнике по профилактике ДТП и детского травматизма
2.Встреча с психологами профцентра
3.Встречи с инспектором ОПДН САО;


1.Встречи с инспектором ОПДН САО.
2.Участие в акции «Неделя без наркотиков».
3.Посещение ярмарки «Тебе, молодой»;
2.Участие в анти-наркотической акции.
4.Участие в месячнике по профилактике ДТП и детского травматизма.
1.Посещение ярмарки «Тебе, молодой»;
2.Участие в антинаркотической акции «Классный час» и «Родительский урок»;
3.Встречи с инспектором ОПДН САО;
4. Встречи с депутатом Государственной думы Зуга М. Т.
5. «Урок парламентаризма» с А. Сокиным, заместителем председателя городского совета
1.Участие в месячнике по профилактике ДТП и детского травматизма;
2.Встречи с психологами  профцентра;
3.Участие в областной акции «Школа против курения»

другие направления приобретения обучающимися (воспитанниками) позитивного социального опыта
1.Посещение театров, музеев, выставок;
2.Участие в «Кроссе нации»;
3.Проведение  тематических классных часов;
4.Участие в соревнованиях по футболу
5.Участие в областной патриотической акции «День призывника»;
- Грамота за 2 место в интеллектуальной игре по географии «Загадочная Африка» (в рамках Гимназиады)
Активное участие в Гимназиаде;
.Участие в соревнованиях «Школа безопасности».
.Экскурсия в Ачаирский монастырь
. Возложение цветов к мемориальной доске на улице Андрианова
-Грамота команде мальчиков за 2 место в соревнованиях по футболу.

2.Посещение театров, музеев, выставок,
3.Участие в соревнованиях по футболу, легкой атлетике, в осеннем кроссе
4.Активное участие в Гимназиаде;
5.Выезд за город на базу отдыха «Альпийская деревня»
- Грамота за 1 место в  смотре песни и строя
-грамота за участие в акции «Твори добро» оказание помощи детям-сиротам

1. Благодарственное письмо Омского областного музея им.Врубеля за активное сотрудничество в течение 2012-2013 уч.года в деле просвещения и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения 2.Посещение театров, музеев, выставок, экскурсий;
3.Участие в «Гимназиаде»
4.  Выезд за город на базу отдыха «Радуга», «Альпийская деревня»
С 01.12.2008 года являлась руководителем общегимназичсеского класса, с 01.09.2012 классных руководителем предпрофильного класса. 11 «Б» класс был сформирован из равного количества учеников, ранее обучающихся в гимназии, 7 «В» класс из вновь прибывших учащихся.
На начальном этапе деятельность классного руководителя была направлена в первую очередь на адаптацию учащихся в школе, формирование классного коллектива и создание благоприятного микроклимата для успешной учебы.
Ставила перед собой следующую цель воспитательной работы: формирование личностных качеств, способствующих успешной адаптации к требованиям современного общества.
Задачи воспитательной системы класса - создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе через развитие гражданственности учащихся, их социальной активности и толерантности.
Для реализации целей и задач были определены основные направления деятельности:
· организация внеурочной деятельности (в том числе занятость);
· деятельность органов самоуправления класса;
· учебная, интеллектуально-познавательная деятельность;
· профилактика противоправного поведения, приобщение к ЗОЖ.
· психолого-педагогическая компетентность родителей.
Для достижения целей и задач использовались различные педагогические технологии:
· технология формирования классного коллектива в условиях начала обучения школьников в новой школе;
· технология индивидуального сопровождения;
· технология воспитания духовной культуры молодого поколения;
· технология физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья;
· коллективно-творческое дело;
· проектная технология.
При организации воспитательного процесса опиралась на нормативные документы по воспитанию школьников РФ, основные положения воспитательной системы школы, учитывала возрастные и психологические особенности классного коллектива. Воспитательную работу строила с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их интересов и склонностей, уровня сформированности нравственных качеств. В основе деятельности классного руководителя – изучение эффективности воспитательного процесса: уровня воспитанности, уровня социальной и гражданской активности, уровня мотивации к познавательной деятельности.
Работу классного руководителя строила на основе психолого-педагогической диагностики (адаптация, социометрия, ценностные ориентации, социализированности личности учащихся (по М.И.Рожкову)), анкетирования учащихся и их родителей.
Большое значение придавала ученическому самоуправлению, которое помогает формировать тесные отношения как в классе, так и в школе, способствовало развитию социально-адаптированной личности.
Тесный контакт с родителями, реализуемый в различных формах, позволял проводить согласованную политику воспитания школьников. Велось активное сотрудничество с родительским комитетом класса.
Использовались разнообразные формы работы с классом: беседы, встречи с интересными людьми, посещение музеев: областной музей изобразительных искусств им. Врубеля, музей, литературный музей им. Ф. М. Достоевского. Выезды на базы отдыха «Радуга», «Русский лес», «Альпийская деревня». Учащиеся стали активными зрителями театра-студии им. А. Гончарука, Омского государственного академического театра драмы, Пятого театра. Весной 2013 года группа учащихся класса под моим руководством побывала в туристической поездке по странам Европы.
В каждом классе был создан комфортный микроклимат, высокая мотивация обучения, родители обучающихся стали непосредственными участниками образовательно-воспитательного процесса. Все выпускники 2012 года 11 «Б» класса поступили в ВУЗы города Омска, Санкт-Петербурга. Анализ деятельности ученического коллектива показал, что основная цель воспитательной работы в классе реализована: учащиеся стали сплоченными (выпускники продолжают общение после окончания школы), принят каждый ученик, взаимоотношения строятся на основе уважения. Продуманная система воспитательной работы способствовала развитию ключевых компетентностей у школьников, сплочению и развитию коллектива, успешной социализации личности.
Основополагающим направлением работы по освоению и проецированию положительного социального опыта считаю применение методов и форм воспитательной работы с коллективом. Главной целью такой работы является создание взаимовыгодного конструктивного систематического сотрудничества коллектива класса с социальными партнерами гимназии, группами в социуме, нуждающимися в поддержке – дети детских домов и специальных школ, психологом, социальными службами, центрами реабилитации детей, центрами профессиональной адаптации, с родительской общественностью. При работе с классным коллективом основной технологией является коллективное творческое дело (И.П.Иванова), Это методы организации воспитательного коллектива: метод единых педагогических требований, метод соревнования (рейтинг добрых и полезных дел); методы убеждения; информационный метод (работа с книгами, поиск); поисковый метод, дискуссионный метод; метод взаимного просвещения (классные часы «Расскажи мне обо мне», «Поделись знаниями– и, станешь богаче» и др), метод личного примера (участвую во всех конкурсах вместе с детьми- пою, играю в сценках и миниатюрах) и методы педагогического стимулирования (оценки): перспективы (помогаю выявить склонность к тому или иному роду деятельности, сформировать лист «Планы на будущее» или «Я через десять лет» и др.), требования, поощрения (похвальный лист за творческое дело или организацию группы для конкурса), наказания (Н.И.Болдырев, Н.К.Гончаров, Ф.Ф.Королев), общественное мнение и другие.
4. Обеспечение качества организации образовательного и воспитательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных и воспитательных технологий, в том числе информационных технологий
Как ключевое условие повышения качества образования я рассматриваю использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. Уделяю особое внимание формированию информационно-коммуникативной компетентности учащихся.
Для обеспечения качества организации образовательного и воспитательного процесса в работе использую следующие педагогические технологии:
Информационно-коммуникационные ТО
(Г.Р.Громов В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г.Клейман, Б.Сендов, Б.Хантер)
Цель: овладение практическими способами работы с информацией, развитие умений, позволяющих обмениваться информацией с помощью современных технических средств, организация самостоятельной поисковой деятельности, развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества.
Дидактическое обеспечение: работа с интерактивной доской, методические разработки уроков, мультимедийные презентации, работа на сайте «Dnevnik.ru», тренажеры. Разработала серию уроков курса «Обществознание» на портале Социальная сеть работников образования.
Результат: развитие интеллектуального и творческого мышления, коммуникативных способностей учащихся, формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации, активизация познавательной деятельности, самостоятельности, углубление межпредметных связей. Активная работа в электронной среде для учителей (создан сайт http://nsportal.ru/irina-chernakova), учеников и их родителей «Дневник.ру» (ведение электронных журналов, управление школьным документооборотом).
Технология проектного обучения
(Г.Б. Голуб, В.А. Далингер, Н.В. Матяш, Н.Ю. Пахомова, Е.С. Полат, Г.К. Селевко, В.Д. Симоненко)
Цель: создание условий, при которых учащиеся
• самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
• учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
• приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
• развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
• развивают системное мышление
Дидактическое обеспечение: сборник методических разработок, банк проектов (http://nsportal.ru/irina-chernakova).
Результат: учащиеся самостоятельно приобретают знания и используют их для решения новых познавательных и практических задач; развивают коммуникативные навыки и умения; овладевают практическими умениями исследовательской работы. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Итоговым продуктом могут быть рисунки, коллажи, доклады с презентациями, презентации-анимации, презентации-экскурсии, видеофильм. Участие учащихся в работе школьного, городского и областного НОУ. Участие в учебных телекоммуникационных проектах и конкурсах.
Технология развития критического мышления
Технология формирования критического мышления – система деятельности, которая базируется на исследовании проблем и ситуаций на основе самостоятельного выбора, оценки и определения меры полезности информации относительно личных потребностей и целей.
Дидактическое обеспечение: банк методических материалов к урокам
Результат: учащиеся активно воспринимают информацию, являются субъектами учебного процесса, выстраивают причинно-следственные связи. Уровень познавательной активности школьников на уроках с применением этой технологии существенно выше.
Кейс-технология
Это метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта в следующих областях: выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией — осмысление значения деталей, описанных в ситуации; анализ и синтез информации и аргументов; работа с предположениями и заключениями; оценка альтернатив; принятие решений; слушание и понимание других людей — навыки групповой работы. При кейс - технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. В некоторых заданиях не только решения нужно найти, но также сформулировать задание, так как формулировка задачи представлена не явно.
Дидактическое обеспечение: оформление в рамках круглого стола «Преподавание обществознания на высоком уровне сложности» для учителей общеобразовательных учреждений России, стран СНГ и Балтии. (Сертификат)
Результаты: развиваются способности разрабатывать различные проблемы и находить их решение, школьники умеют работать с различной информацией.
Технология работы с одаренными детьми
Она основывается на создании условий для дифференциации и индивидуализации содержания обучения, что позволяет при создании проекта учитывать индивидуальные особенности и возможности учащихся, определять маршрут индивидуального развития каждого ребенка на пути достижения максимально возможного результата, таким образом создавая ситуацию успеха для каждого ученика.
Дидактическое обеспечение: мастер-класс «Использование возможностей современного урока обществознания при подготовке к олимпиаде» в рамках IV областного форума педагогов-наставников, работающих с одаренными детьми, постоянно действующий семинар «Особенности подготовки школьников к олимпиаде по обществознанию» для учителей городского методического сообщества (сертификаты, программа семинара).
Результаты: об эффективности использования данной методики свидетельствуют результаты участия учащихся в предметных олимпиадах, различных конкурсах и проектах разных уровней.
Использование элементов различных технологий позволяет добиваться устойчивых результатов и повышение интереса учащихся к предмету.
В воспитательной работе использую элементы технологии В.П.Степанова (воспитательная работа с коллективом класса), А.Н.Тубельского (Правовое пространство: создание благоприятных зон для учащихся). Разработаны темы коллективных творческих дел, родительских собраний, классных часов, экскурсий, бесед.
5. Наличие методической системы педагога, апробированной в профессиональном сообществе.
Методическая тема: «Использование технологии работы с одаренными детьми при проектировании урока обществознания».
Актуальность данной темы обусловлена тем, что следуя потребностям современного общества, учащимся необходимо осваивать универсальные учебные действия: уметь выявлять возникающие проблемы, уметь адаптироваться в реальных условиях, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях. На такой результат направлена модернизация российского образования, стандарты второго поколения, реализующие системно-деятельностный подход. Особое внимание уделяется достижению метапредметных и личностных результатов.
Моя методическая система представлена совокупностью следующих компонентов:
1) Мотивационно-целевой.
Цель моей деятельности в рамках методической системы сводится к включению в процесс обучения современных образовательных технологий формирующих и развивающих у обучающихся универсальных учебных действий. Данный компонент обеспечивает формулирование цели, её диагностируемость. Создаёт условия для формирования целостной системы знаний по предмету. Повышает позитивное отношение к учёбе.
2) Содержательный компонент системы.
Определяется государственным образовательным стандартом. Направлен на формирование теоретических и практических знаний у учащихся по обществознанию и праву. Содержание предмета модифицирую исходя из того, в рамках какой технологии выстраиваю конкретный урок или тему. Осуществляю дифференцированный подход к содержанию, учитывая уровень обучения (базовый или профильный). Анализирую программу и учебно-методический комплект с целью выявления тем, при изучении которых можно использовать технологию проблемного обучения. При анализе обращаю внимание на возрастные особенности учащихся. Процесс обучения и отбор содержания материала на уроках выстраиваю в соответствии с четырьмя уровнями проблемности (по Лернеру). При проведении уроков – закрепления и углубления, используя приемы
3) Инструментально-технологический.
Включает в себя совокупность технологий, методов и приёмов моей педагогической деятельности. Для достижения поставленной цели использую систему методов, обеспечивающих усвоение школьниками географических знаний, способов умственной деятельности, развитие их мыслительных способностей и повышающих интерес детей к самостоятельному процессу познания. Особое внимание в педагогической деятельности уделяется применению информационных технологий. Информационные технологии позволяют существенно упростить и интенсифицировать процесс проектного обучения.
В основе проектной технологии лежит рефлексивно-деятельностная парадигма, которая предполагает активные действия учащихся, обязательную рефлексию, что приводит к осознанному пониманию проблем, способствует саморазвитию. Деятельностный подход обуславливает и набор методов обучения:
-Коммуникативные (диалог, метод проектов, презентации);
-Проблемно-поисковый (проблемное изложение, учебная дискуссия);
-Исследовательский метод;
-Частично-поисковый, или эвристический метод.
При использовании проблемно-поискового и исследовательского метода учебный процесс организую путём применения системы теоретических и практических исследовательских заданий, характеризующихся высоким уровнем проблемности. При достаточном уровне подготовки учеников использую задачи, не имеющие однозначного решения, при этом главным для меня является умение учеников выдвигать гипотезы и защищать их.
Творческий подход в изучении географии дает возможность развития учащимися не только своих интеллектуальных, но и творческих способностей, поэтому проводимые учителем уроки ориентированы на стимулирование продуктивного мышления, на развитие у учащихся умения самостоятельно получать информацию и работать с нею.
4) Организационный компонент.
Включает в себя формы организации учебного процесса:
1. Урочная работа. Для более полной реализации принципов своей педагогической деятельности на разных этапах урока применяю современные образовательные технологии. Использование разнообразных форм обучения не только усиливает профессиональную направленность преподавания курса географии, но и существенно обогащает сам процесс преподавания этих предметов. Основными формами организации обучения школьников в моей педагогической деятельности являются: семинары (индивидуальная работа); практические занятия (коллективная работа); исследовательские уроки (индивидуальная работа); проблемно-лабораторные занятия (групповая работа); урок решения задач; урок-лекция; урок- виртуальная экскурсия; урок-зачёт.
Профильные классы. С 20010-2011 учебного года преподаю географию для учеников 10-11 классов в профильных классах (социально-экономической направленности). Программа составлена на основе федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне. Учащиеся профильных классов имеют высокий результат поступления в ВУЗы и ССУЗы профильной направленности.
2. Внеурочная работа. Во внеурочной работе стараюсь использовать как можно больше различных форм деятельности, тем самым, привлекая к дополнительному географическому образованию максимальное количество учащихся.
Факультативы позволяют более чётко реализовать этапы процесса проблематизации и перевода проблем в задачи, так как учащиеся, посещающие эти курсы обладают высокими учебными возможностями. При реализации программы использую проблемную и проектную технологии. Теоретические знания, полученные на уроках географии, приобретают практическое значение, реализуются в нестандартных ситуациях.
5) Рефлексивно-оценочный.
Позволяет оценить результаты деятельности учителя и ученика. На определённом этапе обучения проходит чёткая система диагностики и оценивания, стимулирующая стремление к личностному росту и познавательной деятельности. В своей практической деятельности применяю определённые формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценки (наблюдение, беседы, экспертные оценки педагогов по другим предметам, анализ творческих и исследовательских работ, результаты выполнения диагностических заданий, анкетирование, тестирование в форме ЕГЭ). Оценивать результаты работы нужно не только по внешним количественным показателям, но и по личностным достижениям учащихся.
Эффективность моей методической системы подтверждают следующие показатели:
-на протяжении пяти лет процент обученности по предмету стабилен;
-повышается качество знаний учащихся;
-повышается способность учащихся самостоятельно добывать знания, эффективно заниматься самообразованием;
-увеличивается количество учащихся, занимающихся проектной и творческой деятельностью;
-учащиеся выпускных классов показывают хорошее умение аргументировать и отстаивать свою точку зрения, работать в паре и в команде, участвовать в совместном принятии решения, демонстрируют успешное развитие коммуникативных способностей;
-наблюдается повышение информационно – коммуникативных навыков, выход за рамки образовательной программы с целью расширения кругозора и возможности участвовать в конкурсах, олимпиадах, научно – практических конференциях;
-готовность и способность учащихся использовать полученные знания и практические умения в социальной среде.
Мои педагогические принципы:
- педагогический гуманизм (принятие всех учащихся, их интересов, доверие к ним, уверенность в их способностях, соблюдение их интересов);
-сотрудничество-установка на доверительное общение с детьми, постепенное превращение учеников в соавторов учебного процесса;
-способность к диалогу – умение слушать ребенка, интересоваться его мнением, вести межличностный диалог на основе равноправия,
доверия, взаимного уважения;
-принцип индивидуальности (создание условий для формирования индивидуальности личности учащихся);
-принцип выбора (педагогически целесообразно, чтобы учащийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора).
Оптимальное и рациональное сочетание методов, приемов и форм работы позволяет развивать ключевые компетенции – учебно-познавательные, коммуникативные, информационные и личностного самосовершенствования. Приемы технологии критического мышления: «корзина идей», кластер, синквейн, инсерт, «мозговой штурм», эссе, лекция со «стопами». В рамках активного обучения - проблемные лекции, тематические дискуссии, мозговая атака, и метод кейсов, упражнение, тренинг, либо игры. При активном и интерактивном обучении использую приемы групповой дискуссии, дебаты и другие формы групповой деятельности. Применяя проектную технологию, использую на стадии формулирования проблемы метод анкетирования и интервьюирования для изучения потребностей, методы изучения, переработки и интерпретации информации на этапе исследования, на этапе изготовления продукта – работа с системами компьютерной обработки информации, детализации формы и источников, на этапе оценки – рефлексии и оценивания. В ходе своей работы за последние два года в целом создана модель выпускника, способного удовлетворить запросы семьи, общества и государства, и, наверное, объединить их. Критериями оценки методической системы является уровень сформированности компетенций у обучающихся: информационной (тесты, рефераты, сообщения), коммуникативной (работа в группе, речевые умения), регулятивной (целеполагание, планирование, оценка результата и рефлексия). Результатами эффективности системы считаю успешную аттестацию за курс основной школы, творческую самореализацию практически 70% учащихся, создание благоприятного психологического климата и ситуации «успеха», формирование основ таких качеств как патриотизм, толерантность, социокультурная идентичность. Эффекты: овладение универсальными учебными действиями, формирование основ правовой и обществоведческой культуры, достаточно успешная социализация. В целом система сформирована, не противоречит новым образовательным стандартам, имеет перспективы развития
Представление методической системы
Год
Уровень
2009-2010
2010-2011
2011-2012
2012-2013
Школьный
Выступление на педагогическом совете
«Использование Интернет-ресурсов в изучении обществознания» (протокол)

*
1) Выступление на педагогическом совете «Технология работы с одаренными школьниками», протокол
1) Выступление на педагогическом совете «Духовно – нравственное воспитание образования в современной школе», протокол
Муниципальный
*
1) Семинар «Организация мероприятий интеллектуальной направленности в условиях современной гимназии», Департамент образования, 2011
1) Представление опыта работы на семинаре: «особенности подготовки олимпиады по обществознанию». Написание олимпиадного эссе»
БОУ ЦТР «Перспектива» 2012
1) Организация и проведение мастер – класса «ЕГЭ оп истории и обществознанию: содержательные компоненты и технологии подготовки», г. Омск 2013
2) Мастер – класс для учителей истории и обществознания «Система работы по подготовке детей по обществознанию. Особенности подготовки заданий части С», БОУ ЦТР «Перспектива», 2013
Региональный
1) Участие в работе II Межрегиональной научно – практической конференции с международным участием «Теоретические - прикладные аспекты личностно - профессионального развития» г. Омск, 2009, публикация
2) Участие в работе регионального инновационного комплекса «Школа как центра развития творчества и одаренности детей», БОУ ДПО ИРОО, 2009
1) Представление опыта работы в областной межконфессиональной конференции «Вера. Отечество. Единство», Министерство образования Омской области, 2011
1) Участие в региональной научно – практической конференции с международным участием «Публицистика Распутина и духовная жизнь общества». Представление опыта работы с философскими текстами по заявленной теме, ОмГУ 2012
2) Провела мастер – класс в рамках III Областного форума педагогов- наставников, БОУ ИРОО 2012
3) Подготовила и провела практическое занятие «Анализ, содержание и требования к подготовке школьников к региональному этапу Всероссийской олимпиады 2011 – 2012 учебного года», БОУ ДПО ИРОО 2012
*
Федеральный
*
*
1) Работа в творческой группе «Преподавание обществознания на высоком уровне сложности», представление опыта работы на круглом столе, НИУ ВШЭ 25.06.-06.07.2012
2)Методическая работа в составе творческой группы «Путь к олимпу», г. Москва, Фонд наследия Менделеева 2013

Размещение материалов урочной и внеурочной деятельности на сайте http://nsportal.ru/irina-chernakova
Международный
*
*
*
*
Принимая профессионализм как основной принцип своей деятельности как учителя, постоянно пополняю и совершенствую свою методическую систему, критерием эффективности которой служит возможность ее применения участниками педагогического сообщества. Представляя свой опыт в рамках учебного заведения провожу открытые уроки и мастер-классы, работая в творческих группах при подготовки к педагогическим советам в гимназии, где имею возможность поделиться своими педагогическими наработками, выслушать замечания и рекомендации коллег, провести коррекцию. Сотрудничая с коллегами по профессиональному объединению в рамках городского методического центра «Перспектива», Бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области», участвую и провожу мастер-классы для педагогов города и области. На протяжении последних пяти лет участвую в проведении педагогической практики студентов исторического факультета Омского государственного университета имени Ф.М.Достоевского, где передаю опыт своей работы и способствую формированию методической системы студентов 5 курса (2-3 человека ежегодно). В течение трех последних лет, принимаю участие в практике студентов Омского государственного педагогического университета, факультета психологии, где показываю свою работу классного руководителя, необходимость и возможность психолого-педагогического сопровождения образовательного и воспитательного процесса в рамках класса и школы. Участвую в работе школы молодого учителя как в рамках гимназии, так и вне ее. Так оказывала помощь начинающему преподавателю биологии Ресня Наринэ Сираковны, гимназия № 117, которая стала победителем конкурса молодых специалистов «Открытие» 2011 г.
Регулярно представляю свою методическую систему педагогическому сообществу города и области в рамках педагогических чтений и научно-практических конференций – ежегодная научно-практическая краеведческая конференция «История образования и просвещения в Сибири и Казахстане», «Чередовские чтения», городские этические чтения, ежегодные педагогические чтения, проводимые Омским педагогическим университетом и другие. Делюсь своим опытом перед родительской общественностью на представлении программы развития гимназии, ежегодных гимназических родительских конференциях.
6. Обеспечение непрерывности собственного профессионального развития
Задачи по развитию
профессиональных
качеств
Что делает педагог
 (КПК, семинары, тренинги, конкурсы и т.п.)
Полученные результаты
и эффекты
2009 - 2010 год
1)  Научиться разрабатывать и систематизировать задания разных уровней сложности в 9-11 классах  для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию.
2. Познакомиться с методической газетой "Добрята", программой «Служу отечеству пером»
2) Познакомиться с новыми образовательными технологиями: Изучить активные методы обучения, технологии модерации
1)Семинар «Методика разработки школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии», 8 часов
(БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»)



2) Семинар детская журналистика как средство развития творчества, Детский центр «Добрята», 8 часов

1)Подобрала и систематизировала задания  для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию  в 8-11 классах. Проведен разбор заданий и анализ ошибок, допущенных учащимися



2) Познакомилась со структурой, примерным содержанием и перспективами газеты «Добрята», программой «Служу Отечеству пером», применила приемы в работе школьного пресс центра «Таймер»
2010 - 2011год
1)  Научиться разрабатывать и систематизировать задания разных уровней сложности в 9-11 классах  для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию.
2) Повысить профессиональную ИКТ-компетентность
3) Научиться работать в электронной среде для учителей, учеников и их родителей «Дневник.ру - Единая образовательная сеть России», развивать информационную культуру
4) Познакомиться с  опытом работы коллег, учителей обществознания города и области

1. Семинар «Анализ результатов регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников", право – 8 часов, обществознание – 8 часов
БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области»)


2) Федеральный проект «Дневник.ру - Единая образовательная сеть России»









4.1) VII Областной педагогический марафон
4.2) Фестиваль ГМО педагогических работников муниципальных учреждений г.Омска «Педагогический меридиан»

1)Разработала пакет заданий для подготовки к предметным конкурсам и олимпиадам






2) Активное участие в создании страницы «Учительская», «Родительская», создание страницы учителя.
3)Активно работаю в электронной среде для учителей, учеников и их родителей «Дневник.ру»(ведение электронных журналов, управление школьным документооборотом)




4) Проектирование собственной траектории профессионального развития. Мотивация участвовать в профессиональных конкурсах педмастерства.
5) Обобщила опыт работы, рассмотрела пути и возможности дальнейшего профессионального мастерства

2011- 2012 год
1) Повысить профессиональную компетентность воспитательной деятельности





2) Повышение профессиональной компетентности в преподавании предмета

1)  Семинар «Причины и профилактика суицидального поведения обучающихся» (БОУ ДПО «ИРОО», 2012 6 часов
1.1.Областные рождественские чтения «Просвещение и нравственность: забота церкви, общества и государства» (Епархия Омская и Тарская) 2012
2)                 III Всероссийская научно – практическая конференция «развитие политических институтов», ОмГУ 2012
2.1. Преподавание обществознания в школе (НИУ ВШЭ) 20 часов 2012
2.2. Развитие профессиональной готовности учителя обществознания к дистанционному обучения одаренных учащихся (НИУ ВШЭ) 72 часа, 2012
1) Разработала и создала памятки для родителей, разместила в сети Дневник.ру






2) Разработала серию классных часов «Я в мире, мир во мне»
3)  Активное участие в творческой группе по созданию системы работы с одаренными детьми при подготовке к предметным конкурсам по обществознанию.
4) Участие в дистанционном проекте НИУ ВШЭ по созданию дистанционной школы для одаренных детей, разработка курса «Анализ философских текстов»
                                                                             2012- 2013 год
1) Участвовать в профессиональных конкурсах, совершенствовать профессиональное мастерство




2)  Выделить методических приемов по обучению учащихся решению олимпиадных  задач по обществознанию.  
3) Повысить уровень культуры публичной коммуникации.
4) Познакомиться с требованиями к результатам освоения основных общеобразовательных программ, которые структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.  
5) Познакомиться с рекомендациями и нормативными образцами документов по описанию опыта работы, формулированию результативности  составления документов своего портфолио
6) Повышение профессиональной компетенции учителя
1.1)Участник отборочного этапа конкурса профессионального мастерства НО Благотворительный фонд наследия Менделеева





2. Провела мастер-класс «Использование возможностей современного урока географии при подготовке к олимпиаде» в рамках III, IV областного форума педагогов-наставников, работающих с одаренными детьми

3) Вебинар «Особенности организации деятельности учителя-предметника в условиях введения ФГОС ООО» (учебно-методический портал издательства «Учитель»)
4)Вебинар  «Универсальное электронное портфолио педагога – инструмент моделирования профессионального педагогического портфеля достижений» » (учебно-методический портал издательства «Учитель»)

http://www.uchmet.ru


5) Тренинг «Путь к Олимпу» для учителей обществознания  МГУ Ломоносова 62 часа, 2013






6) Семинар «ЕГЭ и ГИА по обществознанию 2013 года: изменение в КИМ и проблемы подготовки» (ОмГУ, Центр дистанционных технологий), 4 часа 2012


1. Обобщила опыт работы, рассмотрела пути и возможности дальнейшего профессионального мастерства


2. Диплом за III место



3.1 Подготовила презентацию  «Использование возможностей современного урока при подготовке к олимпиаде по географии»
3.2 Изучила  эффективные условия применения приёмов речевого воздействия, правила общения.

4) Разработала урок по курсу по обществознанию в 8 классе (в рамках подготовки к педсовету)













5) Подготовила Портфолио для аттестации
Стремление к самообразованию, совершенствованию профессиональных качеств – одно из главных требований современного учителя. Знание новейших образовательных технологий и использование современных подходов к преподаванию географии оказывают положительное влияние на процесс обучения: повышают мотивацию учащихся, развивают продуктивное мышление, умение самостоятельно получать информацию и работать с нею.
Моя цель непрерывного профессионального развития – это овладение современными образовательными технологиями и применение их в процессе обучении и воспитании, что позволит свободно ориентироваться в современном информационном потоке.
Обобщением моего педагогического опыта являлось участие в III, IV областных форумах педагогов-наставников, работающих с одаренными детьми, в рамках которого провела мастер-класс «Использование возможностей современного урока при подготовке к олимпиаде».
Работа с одаренными детьми предполагает дифференциацию и индивидуализацию обучения. У этих учащихся должен быть свой образовательный маршрут, который включает активное их участие в предметных олимпиадах, конкурсах различной направленности. Для таких учеников учитель должен выступать в роли консультанта, тьютора.
Использование информационных технологий в образовательном процессе открывает новые возможности для учителя — координировать исследовательскую деятельность, организовывать работу с различными источниками информации, дифференцировать задания, оптимизировать учебный процесс, углублять межпредметные связи за счет использования современных средств обработки информации. Постоянно повышаю профессиональную ИКТ-компетентность, развиваю информационную культуру, занимаясь на дистанционных мастер-классах "Создание интерактивных учебных пособий во Flash", «Новые возможности Excel для педагога и администратора ОУ», «Использование возможностей международных учительских интернет-сообществ (PiL) в работе творческого учителя»,. С 2010 года гимназия участвует в проекте «Дневник.ру», электронной среде для учителей, учеников и их родителей. В электронном дневнике регулярно выставляются оценки, выкладываются домашние задания, ведётся активная переписка между участниками образовательного процесса.
Прошла отборочный этап в конкурсе профессионального мастерства Благотворительного фонда наследия Менделеева. В настоящее время готовлюсь к участию в финале конкурса в городе Москва (апрель 2014 года). Участие в профессиональных конкурсах играет роль стимула в моём профессиональном развитии, способствует самореализации, достичь желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей удовлетворённости в себе.
С 2011 года являюсь членом жюри муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по обществознанию, конкурса творческих работ «Летопись Сибирских деревень»
С 2011 года являюсь руководителем школьного методического объединения учителей истории и обществознания. Планирую и анализирую работу учителей ШМО по повышению учебно-воспитательного процесса.
С 2013 года являюсь членом творческой группы городского методического сообщества учителей истории и обществознания по подготовке методического банка разработок для подготовки школьников к предметным олимпиадам и конкурсам.
Моя профессиональная деятельность отмечена:
Почетная грамота Министерства Образования РФ, 2008;
Почетная грамота Министерства образования Омской области 2012, 2013г;
Золотой знак отличия «ЮНОСТЬ, НАУКА, Культура» национальной системы развития научной, творческой и инновационной деятельности молодежи России «Интеграция», 2011;
Благодарственные письма Министерства образования Омской области 2011, 2012, 2013 год.

Директор БОУ г. Омска «Гимназия №117» С. В. Бойкова


Back to TOP

Комментариев нет:

Отправить комментарий